ГОРОДОК
ГУ «Городокский районный учебно-методический кабинет»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Цели и задачи районного конкурса «Педагогический дебют»
Целью проведения районного этапа республиканского фестиваля «Педагогический дебют» является стимулирование профессионального роста молодых педагогических работников, содействие их закреплению в учреждениях образования.
Конкурс направлен на:
повышение престижа и общественного признания педагогического труда;
выявление и поддержку молодых талантливых педагогических работников, развитие их педагогического и управленческого мастерства;
стимулирование к поиску новых форм работы;
представление и распространение опыта эффективного менеджмента, эффективной педагогической практики;
стимулирование инновационных педагогических практик и управленческой деятельности.
1.2. Организация и проведение районного этапа республиканского фестиваля «Педагогический дебют» в 2022−2023 годах.
В 2022−2023 гг. конкурс проводится на основании приказа начальника отдела по образованию Городокского райисполкома от 22.11. 2022 года № 319 и Порядка проведения районного конкурса «Педагогический дебют» (далее – Порядок проведения), утвержденного данным Приказом,
Согласно Порядка проведения конкурс проводится в номинациях:
«Молодой учитель»;
«Молодой воспитатель дошкольного образования».
К участию в конкурсе допускаются педагогические работники учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы общего среднего образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, в возрасте до 31 года, имеющие стаж работы в должности не более 5 лет, независимо от квалификационной категории.
В соответствии с Приказом конкурс проводится в два этапа:
Первый этап (заочный) - в период с 25 ноября 2022 года по 10 января 2023 года;
Второй этап (очный) - в период с 16 января 2023 года по 23 января 2023 года.
Подготовку и проведение конкурса осуществляет:
на районном уровне – отдел по образованию Городокского райисполкома, ГУ «Городокский районный учебно-методический кабинет».
ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ РАЙОННОГО ЭТАПА КОНКУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ»
2.1. Отбор участников фестиваля
В соответствии с Приказом до 30 декабря 2022 года необходимо провести отборочный этап конкурса в учреждениях образования.
На районный (заочный) этап учреждениям образования необходимо до 31 декабря 2022 г. 2023 года представить в ГУ «Городокский районный учебно-методический кабинет» следующие материалы по каждому участнику:
заявка на участие в фестивале;
информационная карта с фотографией участника фестиваля (Приложение 2);
краткая характеристика с описанием опыта работы участника районного конкурса.
2.2. Районный конкурс проводится:
На основании поданных заявок отучреждений образования формируется список участников конкурса.
До 10 января необходимо предоставить в ГРУМК материалы для участия в заочном этапе
Заданиями заочного формата на районном этапе:
в номинациях «Молодой учитель», «Молодой воспитатель дошкольного образования»:
- эссе «Я – педагог! И это ... » (письменный формат);
- план-конспект урока (занятия) по выбранной участником теме.
- ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЗАОЧНОГО ЭТАПА В ПЕРИОД С 16 ПО 23 ЯНВАРЯ 2023 ГОДА БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ОЧНЫЙ ТУР.
Заданиями очного формата на являются:
в номинациях «Молодой учитель», «Молодой воспитатель дошкольного образования»:
- творческая самопрезентация на сцене или визитная карточка «Начало педагогического пути»;
- открытый урок (занятие) (в незнакомом классе (группе)) по предложенной членами жюри теме;
- публичное выступление перед общественностью «Я – педагог! И это …».
В соответствии с решением жюри в каждой номинации по результатам заочного и очного форматов фестиваля определяются победители, которым вручаются дипломы фестиваля I, II, III степени.
Материалы победителей районного конкурса до 25 января 2023 года будут направлены для участия в областном (заочном) этапе конкурса для отбора кандидатов для участия в областном (очном) этапе.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
РАЙОННОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ»
Содержание мероприятия
|
Заочный этап
|
Молодой педагог
|
Эссе «Я – педагог! И это…»
|
План-конспект урока (занятия) по выбранной участником теме
|
Очный этап финала
|
Молодой педагог
|
Визитная карточка «Начало педагогического пути»
|
Открытый урок (занятие) в незнакомом классе (группе) по предложенной членами жюри теме
|
Публичное выступление перед общественностью «Я – педагог! И это…»
|
Подведение итогов
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕСТИВАЛЯ
Конкурсными мероприятиями всех этапов в номинациях
«Молодой учитель», «Молодой воспитатель дошкольного образования» – написание эссе, представление плана-конспекта урока (занятия) по выбранной участником теме, творческая самопрезентация или визитная карточка, открытый урок (занятие) (в незнакомом классе (группе)) по предложенной членами жюри теме, публичное выступление перед общественностью.
Проектирование урока (занятия) по выбранной участником теме. Проведение урока (занятия) в незнакомом классе по предложенной жюри теме и его самоанализ.
Успешное проведение урока (занятия), достижение поставленных целей и планируемых результатов во многом определяются согласованной деятельностью педагога и обучающихся, которые, в свою очередь, зависят от подготовки учителя (воспитателя) к уроку (занятию). Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении педагогом специальной педагогической и методической литературы, в ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы, с учебниками и учебными пособиями, в определении места урока (занятия) в системе уроков (занятий) учебного предмета (образовательной области).
Непосредственная подготовка педагога к уроку (занятию) заключается в продумывании и составлении технологической карты (плана, конспекта и др.) урока (занятия), отборе и проверке необходимых пособий и оборудования. При отборе содержания урока (занятия) необходимо учитывать требования учебной программы, обратить особое внимание на его идейную, научно-теоретическую и мировоззренческую направленность, логическую последовательность, чтобы не перегружать урок (занятие) и обеспечить оптимальную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся. Не менее важно определить методы и приемы работы самого педагога на уроке (занятии), сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы обучающихся, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, наглядные и информационно-технические средства обучения и др.
Одним из показателей мастерства педагогов является умение проектировать свою будущую деятельность. Во время проведения фестиваля оценке подлежит проект урока (занятия) как показатель проектировочной компетенции педагога. Проект урока (занятия) может быть представлен в различных вариантах: плана, конспекта, методической разработки, сценария, технологической карты. В рамках фестиваля участникам предлагается спроектировать урок (занятие) в виде технологической карты.
Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств. Технологические карты урока (занятия) различаются по количеству и перечню выделяемых разделов в зависимости от степени детализации хода урока (занятия). Такими параметрами могут быть:
тема урока (занятия);
место урока (занятия) в изучаемой теме, разделе;
цели и планируемые результаты обучения;
этапы урока (занятия);
задачи урока (занятия) и каждого его этапа;
содержание учебного материала и последовательность его изучения;
технологии, методы, средства, приемы обучения;
формы организации деятельности обучающихся;
методы контроля и самоконтроля обучающихся и др.
При проектировании и проведении урока (занятия) следует обратить внимание на следующие аспекты:
постановка целей и задач урока (занятия): четкость и диагностичность образовательных целей (задач) урока (занятия); направленность задач на обучение, воспитание и развитие обучающихся; вовлечение обучающихся в постановку образовательной цели (задач) урока (занятия);
реализация учебного содержания: владение учителем (воспитателем) предметным учебным материалом; оптимальность отбора учебного содержания и его структурирование с учетом требований учебной программы, уровня подготовки обучающихся; умение заинтересовать обучающихся содержанием учебного материала; реализация современных дидактических подходов, внутрипредметных и межпредметных связей при освоении учебного материала; демонстрация практической значимости материала; опора содержания на субъектный опыт обучающихся; направленность содержания на развитие личностных качеств обучающихся;
деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии): мотивация, организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся, создание ситуации успеха; создание условий для дифференциации и индивидуализации учебной (познавательной) деятельности; организация взаимодействия участников образовательного процесса; создание благоприятного психологического климата; отбор и использование оптимальных и эффективных методов и средств обучения и воспитания;
деятельность обучающихся: вовлеченность в образовательный процесс, активность и заинтересованность обучающихся; усвоение знаний и освоение способов деятельности; взаимодействие с одноклассниками (между воспитанниками группы) и педагогом;
контрольно-оценочная деятельность: определение объектов контроля и содержания оценки; методы контроля и оценки индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности; самооценка и взаимооценка обучающимися процесса усвоения знаний и результатов учебной (познавательной) деятельности; методы и средства контроля; аргументированность выставления отметок на уроке или их отсутствия; использование данных оценки эффективности урока (занятия) для постановки перспективных целей, определения содержания и объема домашнего задания; вовлечение обучающихся в определение степени достижения поставленной цели.
При проведении урока (занятия) и самоанализа немаловажное значение имеют профессиональные и личностные качества педагога: соблюдение нормативных требований к организации образовательного процесса; стиль общения, техника речи, коммуникативные качества педагога; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; умение взаимодействовать в образовательном процессе (организаторские умения); владение классом (группой): эмпатия, умение адаптироваться в незнакомом классе (группе), умение видеть всех и каждого; импровизация и управление педагогическим процессом по ситуации.
При подготовке к проектированию урока (занятия), его проведения рекомендуется следующая литература:
- Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии : Пособие для учителей. ‒ 2-е изд. / Н. И. Запрудский. ‒ Минск : Сэр-Вит, 2004. ‒ 288 с. ‒ (Мастерская учителя).
- Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии–2 : Пособие для учителей. ‒ 2-е изд. / Н. И. Запрудский. ‒ Минск : Сэр-Вит, 2010. – 252 с. .
- Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии–3 / Н. И. Запрудский. ‒ Минск : Сэр-Вит, 2017. – 168 с.
- Поташник, М. М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Метод. пособие / М. М. Поташник, М. В. Левит. – Педагогическое общество России, 2015. – 144 с. (серия Образование XXI века).
- Конаржевский, Ю. А. Анализ урока. / Ю. А. Конаржевский. ‒ НОУ Центр «Педагогический поиск», 2013. ‒ 240 с.
- Кохова, И. Ю. Педагогическое проектирование современного урока. / И. Ю. Кохова. ‒ SelfPub, 2021. – 31 с.
Публичное выступление перед педагогической общественностью. В публичном выступлении должны быть отражены основные аспекты представленного на заочном этапе конкурса опыта педагогической деятельности. Регламент выступления – до 20 минут.
При подготовке к мероприятию необходимо обратить внимание на отбор содержания, которое должно соответствовать заявленной теме и отражать основную мысль. В тексте должны аргументированно и убедительно доказываться выдвигаемые идеи и положения. Важно, чтобы раскрываемое содержание было практически значимым для аудитории.
При построении текста следует учитывать соотношение и выраженность его частей (вступление, основная часть, заключение), а также возможность их взаимосвязи и соблюдения последовательности раскрытия темы.
Речь должна быть правильной, логичной, выразительной, эмоционально окрашенной; интонация, мимика и жесты должны быть адекватны ее содержанию.
В процессе выступления участнику фестиваля важно наладить контакт с аудиторией, получение обратной связи, используя приемы привлечения внимания и поддержания интереса. Следует помнить, что речь должна соответствовать особенностям аудитории, а само выступление – быть оригинальным по форме и содержанию.
При подготовке к публичному выступлению рекомендуется следующая литература:
- Румянцева, Н. В. Подготовка к публичным выступлениям участников конкурса профессионального мастерства в сфере образования. [Электронный ресурс] / Н. В. Румянцева. – Режим доступа: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/rmc-dop/2021/2021-RMC_Rumyanceva_publik.pdf. – Дата доступа: 10.07.2022.
- Стернин, И. А. Практическая риторика. . [Электронный ресурс] / И. А. Стернин – Режим доступа: http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Prakticheskaja%20_ritorika.pdf. – Дата доступа: 10.07.2022.
Эссе
Объум эссе на фестивале – до 8 страниц формата А4, Microsoft Word 14 кегль, полуторный интервал, шрифт Times New Roman, стандартные поля.
Эссе́ (из фр. еssai «попытка, проба, очерк», от лат. еxagium «взвешивание») – прозаическое сочинение, имеющее свободную композицию и отражающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Эссе – жанр с нестрого заданными характеристиками.
Эссе сочетает подчеркнуто индивидуальную позицию автора с ее изложением, ориентированным на массовую аудиторию. В эссе объединяются философское, публицистическое начало и свободная манера повествования. В отношении объема и функции эссе напоминает публицистическую статью, литературный очерк, философские раздумья. Языку эссе присущи образность, выразительность, афористичность, установка на откровенность и разговорную интонацию, характерны переходы, переключения из образного ряда в понятийный, из отвлеченного – в бытовой.
Эссе признается жанром-лидером ХХI века. Ученые полагают, что эссе – жанр спонтанный, неожиданный, а значит и оригинальный, для умеющих думать и обладающих эрудицией.
При подготовке эссе участникам фестиваля рекомендуется обращать внимание на следующие позиции:
правильность речи (грамматическая, орфографическая, пунктуаци-онная, стилевая);
обоснование актуальности;
наличие ценностных ориентиров;
аргументированность позиции;
умение формулировать проблемы и видеть пути их решения;
способность к рефлексии;
оригинальность изложения.
При подготовке эссе рекомендуется следующая литература:
- Дмитровский, А. Л. Типы композиционного построения эссе // Акценты. Новое в средствах массовой информации : научный журнал. – 2002. – № 3 – 4.
- Кайда Л. Г. Эссе: Стилистический портрет / Л. Г. Кайда. – Москва: Флинта, 2017. – 182 с., 3-е изд. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mognb.ru/books/1193624-esse-stilisticheskiy-portret/read/page-2. – Дата доступа: 10.07.2022.
Электронные ресурсы:
- https://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5541&Itemid=3416. – Дата доступа: 10.07.2022.
- https://refdb.ru/look/1548589.html. – Дата доступа: 10.07.2022.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/21/konsultatsiya-dlya-pedagogov-pravila-napisaniya-esse. – Дата доступа: 10.07.2022.
Творческая самопрезентация или визитная карточка
На творческую самопрезентацию (визитную карточку) во время фестиваля отводится до 10 минут на каждого участника.
Самопрезентацией (лат. praesentantis – представляющий) называется «процесс представления себя, своих качеств другим людям с тем, чтобы узнавать их мнение о себе и формировать то или иное отношение к себе со стороны окружающих».
Самопрезентация или визитная карточка педагога – одно из средств демонстрации профессиональных достижений участника фестиваля.
При проведении самопрезентации необходимо создать атмосферу, которая соответствует содержанию выступления, наладить контакт с аудиторией для получения обратной связи.
Статистика показывает, что во время самопрезентации впечатления слушателей в значительной мере зависят от того, как выглядит педагог, как звучит его голос, что он говорит.
При подготовке самопрезентации (визитной карточки) необходимо: определить цели своего выступления; установить, какую проблему необходимо поставить перед аудиторией, какими средствами мотивировать присутствующих, чтобы они слушали и слышали (им должно быть интересно). Высказывания во время самопрезентации должны быть логичны и последовательны.
Считается, что эффективная коммуникация – это та коммуникация, которая обеспечивает продвижение в решении проблем с использованием наиболее оптимальных средств для достижения взаимопонимания между партнерами. Поскольку самопрезентация определяет эффективность коммуникации, то ее можно отнести к характеристикам коммуникативной культуры педагога. Полагают, что коммуникативная культура педагога входит в состав его профессионально-педагогической культуры.
Педагогическая профессия – это профессия публичная, и в этом смысле она сродни актерской. Облик педагога, его движения и поведение всегда являются объектом пристального внимания учеников, родителей и коллег. Важно помнить, что во время фестиваля эффект первого впечатления весьма основательно фиксируется в сознании окружающих и надолго определяет характер отношений.
При подготовке творческой самопрезентации (визитной карточки) рекомендуется следующая литература:
- Емалеева, М. Г. Рекомендации для создания эффективной самопрезентации учителя. [Электронный ресурс] / М. Г. Емалеева. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rekomendatsii-dlya-sozdaniya-effektivnoy-samoprezentatsii-uchitelya/viewer. – Дата доступа: 10.07.2022.
- Спиридонова, Г. Г. Самопрезентация в профессиональной деятельности педагога [Электронный ресурс] // сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул,
11–14 ноября, 2014 / Г. Г. Спиридонова. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014.– Режим доступа: https://autogear.ru/article/133/658/samoprezentatsiya-o-sebe-kratko-i-krasivo-tvorcheskaya-i-krasivaya-samoprezentatsiya-pedagoga/. – Дата доступа: 10.07.2022.
- Спиридонова, Г. Г. Самопрезентация как одно из направлений формирования профессиональных навыков будущих педагогов [Электронный ресурс] // Молодежь и наука : сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска / Г. Г. Спиридонова. – Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/11416. – Дата доступа: 10.07.2022.
- Чернухин, О. А. Сценическая самопрезентация педагога: советы конкурсантам [Электронный ресурс] / О. А. Чернухин // Народное образование – 2011. – № 8. – С. 181-184. – Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/04/19/tvorcheskaya-samoprezentatsiya-kak-vesti-sebya. – Дата доступа: 10.07.2022.
- Хофф Рон. Как подготовиться к презентации и с блеском её провести [Электронный ресурс] / books.pchelov.com: литература по бизнесу и психологии / Рон Хофф. – 2010.– Режим доступа: http://books.pchelov.com/about/yavizhuvas.html. – Дата доступа: 10.07.2022.
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ddt-dzr.ru/files/form.pdf. – Дата доступа: 11.07.2022.
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vseorechi.ru/ritorika/krasnorechie/vizitnaya-kartochka-na-konkurs.html. – Дата доступа: 11.07.2022.
Приложение 1
Заявка на участие в районном конкурсе для молодых педагогов «Педагогический дебют»
|
Ф.И.О. участника
|
|
|
Должность
|
|
|
Стаж работы
|
|
|
Увлечения
|
|
|
Учреждение образования
|
|
|
Номер телефона
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Информационная карта участника республиканского фестиваля «Педагогический дебют»
фото*
|
(фамилия)
|
(имя, отчество)
|
(заявленная номинация)
|
1. Общие сведения
|
Регион
|
Населенный пункт
|
Дата рождения
|
Язык (-и), которым (-и) владеете
|
2. Работа
|
Место работы (наименование учреждения образования в соответствии с уставом)
|
Занимаемая должность
|
Преподаваемые учебные предметы
|
Классное руководство в настоящее время
(в каком классе)
|
Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)
|
Квалификационная категория
|
Почетные звания и награды
|
3. Образование
|
Наименование и год окончания учреждения образования
|
Специальность, квалификация по диплому
|
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения)
|
Академическая степень
|
Ученая степень
|
Ученое звание
|
4. Общественная деятельность
|
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)
|
Участие в профсоюзной деятельности
|
5. Семья
|
Семейное положение
|
Дети (имена и возраст)
|
6. Контакты
|
Рабочий адрес с индексом
|
Домашний адрес с индексом
|
Рабочий телефон с кодом
|
Домашний телефон с кодом
|
Мобильный телефон
|
Факс
|
Рабочая электронная почта
|
Личная электронная почта
|
7. Профессиональные ценности
|
Педагогическое кредо участника
|
Семейная педагогическая династия (если имеется)
|
Почему нравится работать в школе (учреждении дошкольного образования)
|
Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику
|
|
раскрыть » / « свернуть